В наше время проверить аккумулятор - не проблема: подключите к аккумулятору
тестер аккумуляторов Кулон
и через пару секунд узнаете его емкость. Но это - для профессионалов.
А как быть человеку без специального прибора? Можно ли проверить
свинцовый аккумулятор "на коленке"? Да, не так быстро и не так точно, как с
тестером аккумуляторов, но, если в доме есть обычный мультиметр и руки с головой, то проверить аккумулятор
вполне можно.
1. Подготовка
Для проверки аккумулятора нам понадобится вольтметр (по условиям задачи у нас
есть мультиметр) и нагрузка.
Если нам известна емкость аккумулятора в амер-часах, то нагрузка должна отбирать от аккумулятора
ток, численно равный примерно половине емкости аккумулятора. Например, для самого распространенного герметичного свинцового аккумулятора
(12 В, 7 А*час) нам нужна нагрузка, дающая примерно 3.5 ампера при 12 вольтах.
Подойдет, например, лампа мощностью 35-40 Вт от автомобильной фары.
Если у нас специальный аккумулятор для ИБП, то, возможно, на нем написана мощность отдаваемая каждым элементом аккумулятора
в 15-минутном разряде. Тогда нам нужна нагрузка, мощность которой примерно равна мощности, написанной на аккумуляторе. Например, элемент типичного
аккумулятор для ИБП имеет мощность
около 35 Вт. Следовательно, нам опять подойдет добытая в предыдущем абзаце фарная лампы. Можно также использовать
12-вольтовую спот-лампу мощностью 35 Вт.
Конечно, если емкость аккумулятора больше или меньше, чем 7 А*час, и нагрузку нужно подбирать
пропорционально большую или меньшую.
Перед проверкой, аккумулятор нужно полностью зарядить.
Для полной зарядки продержим его подключенным к зарядному устройству
по крайнем мере сутки. Теперь мы готовы к проверке аккумулятора.
|
Подключим вольтметр и лампу к аккумулятору (не направляйте свет лампы в глаза -
лампа слишком яркая) и подождем примерно 2 минуты. Если за это время свет лампы станет тусклым - на помойку свой
аккумулятор не несем, хотя, казалось бы там ему самое место - сдаем аккумулятор на утилизацию и сохраняем окружающую среду.
Если же резкого изменения яркости свечения не произошло, то через 2 минуты
после начала разрядки, не отключая лампы, измеряем напряжение на аккумуляторе.
Если напряжение на аккумуляторе больше 12.4 В, то аккумулятора полностью
исправен - он сохранил полную или почти полную емкость. Если напряжение меньше 12 В, то все еще живой аккумулятор лучше
выбросить - он сохранил не более 50% своей номинальной емкости и его лучше не использовать по прямому назначению. Если напряжение
на аккумуляторе от 12 В до 12.4 В, то аккумулятор нужно заменить в ближайшее время, пока он еще работоспособен.
3. Как быть, если нет подходящей нагрузки?
В этом случае есть не так уж много вариантов.
- обратиться к профессионалу;
- заменить аккумулятор, не проверяя его;
- найти разрядные кривые аккумулятора данного типа и по ним определить напряжения и характерные времена
для имеющейся у вас нагрузки.
Ну а лучший выбор - проверить аккумулятор современным
тестером аккумуляторов Кулон.
|